Задание 27 ЕГЭ по биологии 2025 - Сложные задачи по генетике и цитологии (часть 1)
Общая характеристика задания
Задание 27 относится к высокому уровню сложности и проверяет умение решать задачи по генетике и цитологии. Это задание с развернутым ответом, требующее применения знаний в новой ситуации.
Задание 27 оценивается максимум в 3 балла и требует от учащихся не только знания теоретического материала, но и умения применять его для решения конкретных биологических задач, проводить расчеты и обосновывать полученные результаты.
Типы генетических задач и особенности их решения
1. Задачи на моногибридное скрещивание
Моногибридное скрещивание — это скрещивание родительских форм, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков.
Основные законы, используемые при решении:
- Первый закон Менделя (закон единообразия гибридов первого поколения): при скрещивании гомозиготных особей, отличающихся по одной паре альтернативных признаков, все гибриды первого поколения единообразны по фенотипу и генотипу.
- Второй закон Менделя (закон расщепления): при скрещивании гибридов первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении 3:1 и по генотипу в соотношении 1:2:1.
Алгоритм решения:
- Определить доминантный и рецессивный признаки
- Ввести обозначения генов (обычно доминантный аллель обозначается заглавной буквой, рецессивный — строчной)
- Записать генотипы родителей
- Определить типы гамет, которые образуют родители
- Составить решетку Пеннета или записать схему скрещивания
- Определить генотипы и фенотипы потомства
- Рассчитать соотношение генотипов и фенотипов в потомстве
Пример задачи на моногибридное скрещивание:
У человека карий цвет глаз (А) доминирует над голубым (а). Кареглазый мужчина, гетерозиготный по этому признаку, женился на голубоглазой женщине. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, вероятность рождения голубоглазого ребенка.
Решение:
- Введем обозначения:
- А — карий цвет глаз (доминантный признак)
- а — голубой цвет глаз (рецессивный признак)
- Запишем генотипы родителей:
- Кареглазый мужчина, гетерозиготный по этому признаку: Аа
- Голубоглазая женщина: аа (рецессивный признак проявляется только в гомозиготном состоянии)
- Определим типы гамет:
- Мужчина (Аа) образует гаметы: А, а
- Женщина (аа) образует гаметы: а
- Составим схему скрещивания:
P: Аа × аа
G: А, а; а
F1: Аа, аа
- Определим генотипы и фенотипы потомства:
- Аа — карие глаза
- аа — голубые глаза
- Рассчитаем соотношение генотипов и фенотипов:
- Генотипы: Аа : аа = 1 : 1 (50% : 50%)
- Фенотипы: карие глаза : голубые глаза = 1 : 1 (50% : 50%)
- Вероятность рождения голубоглазого ребенка составляет 50% или 0,5.
2. Задачи на дигибридное скрещивание
Дигибридное скрещивание — это скрещивание родительских форм, отличающихся друг от друга по двум парам альтернативных признаков.
Основные законы, используемые при решении:
- Третий закон Менделя (закон независимого наследования признаков): при скрещивании гомозиготных особей, отличающихся по двум (или более) парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях.
Алгоритм решения:
- Определить доминантные и рецессивные признаки
- Ввести обозначения генов
- Записать генотипы родителей
- Определить типы гамет, которые образуют родители
- Составить решетку Пеннета или записать схему скрещивания
- Определить генотипы и фенотипы потомства
- Рассчитать соотношение генотипов и фенотипов в потомстве
Пример задачи на дигибридное скрещивание:
У томатов красная окраска плодов (А) доминирует над желтой (а), а круглая форма плодов (В) — над грушевидной (b). Гомозиготное растение с красными круглыми плодами скрестили с растением, имеющим желтые грушевидные плоды. Определите генотипы родителей, генотип и фенотип гибридов первого поколения. Какое расщепление по фенотипу можно ожидать во втором поколении при самоопылении гибридов первого поколения?
Решение:
- Введем обозначения:
- А — красная окраска плодов (доминантный признак)
- а — желтая окраска плодов (рецессивный признак)
- В — круглая форма плодов (доминантный признак)
- b — грушевидная форма плодов (рецессивный признак)
- Запишем генотипы родителей:
- Растение с красными круглыми плодами (гомозиготное): ААВВ
- Растение с желтыми грушевидными плодами: ааbb (рецессивные признаки проявляются только в гомозиготном состоянии)
- Определим типы гамет:
- Растение ААВВ образует гаметы: АВ
- Растение ааbb образует гаметы: аb
- Составим схему скрещивания:
P: ААВВ × ааbb
G: АВ; аb
F1: АаВb
- Определим генотип и фенотип гибридов первого поколения:
- Генотип: АаВb (гетерозиготы по обоим признакам)
- Фенотип: красные круглые плоды (проявляются доминантные признаки)
- Для определения расщепления во втором поколении скрестим гибриды первого поколения между собой:
P: АаВb × АаВb
G: АВ, Аb, аВ, аb; АВ, Аb, аВ, аb
- Составим решетку Пеннета:
|
АВ |
Аb |
аВ |
аb |
| АВ |
ААВВ |
ААВb |
АаВВ |
АаВb |
| Аb |
ААВb |
ААbb |
АаВb |
Ааbb |
| аВ |
АаВВ |
АаВb |
ааВВ |
ааВb |
| аb |
АаВb |
Ааbb |
ааВb |
ааbb |
- Определим фенотипы потомства F2:
- А_В_ (9/16) — красные круглые плоды
- А_bb (3/16) — красные грушевидные плоды
- ааВ_ (3/16) — желтые круглые плоды
- ааbb (1/16) — желтые грушевидные плоды
- Расщепление по фенотипу во втором поколении: 9:3:3:1.
3. Задачи на сцепленное наследование
Сцепленное наследование — это совместное наследование генов, расположенных в одной хромосоме. Гены, находящиеся в одной хромосоме, наследуются вместе, если не происходит кроссинговер.
Основные положения, используемые при решении:
- Гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются сцепленно
- Сцепление может нарушаться в результате кроссинговера
- Частота кроссинговера пропорциональна расстоянию между генами
- Если гены расположены в разных хромосомах, они наследуются независимо
Алгоритм решения:
- Определить, являются ли гены сцепленными (расположены в одной хромосоме)
- Определить, как гены расположены в хромосомах родителей (в цис- или транс-положении)
- Записать генотипы родителей, указывая расположение аллелей в хромосомах
- Определить типы гамет с учетом возможного кроссинговера
- Составить схему скрещивания
- Определить генотипы и фенотипы потомства
- Рассчитать соотношение генотипов и фенотипов в потомстве
Пример задачи на сцепленное наследование:
У дрозофилы гены, определяющие цвет тела и форму крыльев, локализованы во второй хромосоме. Серая окраска тела (А) доминирует над черной (а), а нормальные крылья (В) — над укороченными (b). Гомозиготная серая самка с нормальными крыльями скрещена с черным самцом с укороченными крыльями. Полученные в F1 самки скрещены с черными самцами с укороченными крыльями. В результате получено потомство: серые с нормальными крыльями — 42%, черные с укороченными крыльями — 42%, серые с укороченными крыльями — 8%, черные с нормальными крыльями — 8%. Определите расстояние между генами.
Решение:
- Введем обозначения:
- А — серая окраска тела (доминантный признак)
- а — черная окраска тела (рецессивный признак)
- В — нормальные крылья (доминантный признак)
- b — укороченные крылья (рецессивный признак)
- Запишем генотипы родителей:
- Серая самка с нормальными крыльями (гомозиготная): AB/AB (верхним индексом обозначаем аллели в одной хромосоме)
- Черный самец с укороченными крыльями: ab/ab
- Определим генотип потомства F1:
- Все потомство F1 будет иметь генотип AB/ab (гетерозиготы по обоим признакам)
- Скрещивание самок F1 с черными самцами с укороченными крыльями:
P: AB/ab × ab/ab
- Самки F1 (AB/ab) образуют 4 типа гамет:
- AB — некроссоверные гаметы
- ab — некроссоверные гаметы
- Ab — кроссоверные гаметы
- aB — кроссоверные гаметы
- Самцы (ab/ab) образуют только один тип гамет: ab
- Потомство от этого скрещивания:
- AB/ab — серые с нормальными крыльями (42%)
- ab/ab — черные с укороченными крыльями (42%)
- Ab/ab — серые с укороченными крыльями (8%)
- aB/ab — черные с нормальными крыльями (8%)
- Кроссоверные особи составляют 8% + 8% = 16% от общего числа потомства
- Расстояние между генами равно частоте кроссинговера, т.е. 16 морганид (16 сантиморганов или 16 единиц карты).
4. Задачи на наследование, сцепленное с полом
Наследование, сцепленное с полом, — это наследование признаков, гены которых расположены в половых хромосомах (X или Y).
Основные положения, используемые при решении:
- У человека и многих животных женский пол гомогаметный (XX), мужской — гетерогаметный (XY)
- Гены, расположенные в X-хромосоме, проявляются у мужчин в гемизиготном состоянии (так как Y-хромосома не содержит аллелей этих генов)
- Рецессивные признаки, сцепленные с X-хромосомой, чаще проявляются у мужчин
- Гены, расположенные в Y-хромосоме, передаются только от отца к сыну
Алгоритм решения:
- Определить, является ли наследование сцепленным с полом
- Ввести обозначения генов, указывая их локализацию в половых хромосомах
- Записать генотипы родителей
- Определить типы гамет, которые образуют родители
- Составить схему скрещивания
- Определить генотипы и фенотипы потомства
- Рассчитать соотношение генотипов и фенотипов в потомстве с учетом пола
Пример задачи на наследование, сцепленное с полом:
Гемофилия — рецессивное заболевание, сцепленное с X-хромосомой. Здоровая женщина, отец которой страдал гемофилией, вышла замуж за здорового мужчину. Определите вероятность рождения в этой семье детей с гемофилией. Какова вероятность рождения здорового сына? Здоровой дочери?
Решение:
- Введем обозначения:
- XH — X-хромосома с доминантным аллелем (нормальная свертываемость крови)
- Xh — X-хромосома с рецессивным аллелем (гемофилия)
- Y — Y-хромосома (не содержит аллелей гена гемофилии)
- Запишем генотипы родителей:
- Женщина, отец которой страдал гемофилией: XHXh (гетерозиготна, так как получила Xh от отца)
- Здоровый мужчина: XHY (здоровый мужчина имеет только доминантный аллель)
- Определим типы гамет:
- Женщина (XHXh) образует гаметы: XH, Xh
- Мужчина (XHY) образует гаметы: XH, Y
- Составим схему скрещивания:
P: XHXh × XHY
G: XH, Xh; XH, Y
- Составим решетку Пеннета:
|
XH |
Xh |
| XH |
XHXH (здоровая дочь) |
XHXh (здоровая дочь-носитель) |
| Y |
XHY (здоровый сын) |
XhY (сын с гемофилией) |
- Определим вероятности:
- Вероятность рождения детей с гемофилией: 1/4 или 25% (только сыновья)
- Вероятность рождения здорового сына: 1/4 или 25%
- Вероятность рождения здоровой дочери: 2/4 или 50% (все дочери будут здоровы, но половина из них — носители)
Важно помнить!
При решении генетических задач необходимо:
- Внимательно прочитать условие задачи и выделить ключевую информацию
- Определить тип наследования (моногибридное, дигибридное, сцепленное, сцепленное с полом)
- Правильно ввести обозначения генов и записать генотипы
- Учитывать особенности наследования признаков (доминирование, рецессивность, кодоминирование, неполное доминирование)
- Составлять схему скрещивания и решетку Пеннета
- Проверять правильность расчетов и соответствие полученных результатов условию задачи
Типичные ошибки при решении генетических задач
- Неправильное определение типа наследования
- Ошибки в обозначении генов и записи генотипов
- Неверное определение типов гамет
- Ошибки при составлении решетки Пеннета
- Неправильный расчет вероятностей
- Невнимательное чтение условия задачи
- Отсутствие объяснения хода решения
Рекомендации по подготовке к заданию 27
- Изучите основные законы генетики и типы наследования.
- Тренируйтесь в решении разных типов генетических задач.
- Запоминайте алгоритмы решения для каждого типа задач.
- Обращайте внимание на формулировки условий задач.
- Учитесь правильно записывать схемы скрещивания и решетки Пеннета.
- Анализируйте свои ошибки и работайте над их устранением.
- Используйте дополнительные материалы и сборники задач для практики.