Задание 24 ЕГЭ по химии 2025

Тема: Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Качественные реакции органических соединений.

Уровень сложности: Базовый

Максимальный балл: 1

Примерное время выполнения: 2-3 минуты

Теоретические основы

Качественные реакции – это химические реакции, с помощью которых можно обнаружить (идентифицировать) определенные вещества или ионы в растворе. Качественные реакции сопровождаются характерными внешними эффектами: изменением окраски раствора, образованием осадка определенного цвета, выделением газа с характерным запахом и т.д.

Качественные реакции на неорганические вещества и ионы

1. Качественные реакции на катионы

Катион Реагент Наблюдаемый эффект Уравнение реакции
H+ Индикаторы (лакмус, метиловый оранжевый) Изменение окраски индикатора (лакмус → красный, метиловый оранжевый → красный) -
NH4+ Щелочи при нагревании Выделение газа с характерным запахом (аммиак) NH4+ + OH- → NH3↑ + H2O
Ag+ HCl или растворимые хлориды Белый творожистый осадок, нерастворимый в HNO3, но растворимый в NH3·H2O Ag+ + Cl- → AgCl↓
Ba2+ H2SO4 или растворимые сульфаты Белый осадок, нерастворимый в кислотах и щелочах Ba2+ + SO42- → BaSO4
Ca2+ (NH4)2C2O4 (оксалат аммония) Белый осадок Ca2+ + C2O42- → CaC2O4
Fe2+ K3[Fe(CN)6] (красная кровяная соль) Синий осадок (турнбулева синь) 3Fe2+ + 2[Fe(CN)6]3- → Fe3[Fe(CN)6]2
Fe3+ K4[Fe(CN)6] (желтая кровяная соль) Синий осадок (берлинская лазурь) 4Fe3+ + 3[Fe(CN)6]4- → Fe4[Fe(CN)6]3
Fe3+ KSCN или NH4SCN Кроваво-красное окрашивание раствора Fe3+ + 3SCN- → [Fe(SCN)3]
Cu2+ NH3·H2O (избыток) Ярко-синее окрашивание раствора Cu2+ + 4NH3 → [Cu(NH3)4]2+
Al3+ NaOH или KOH (избыток) Белый осадок, растворимый в избытке щелочи Al3+ + 3OH- → Al(OH)3
Al(OH)3 + OH- → [Al(OH)4]-
Zn2+ NaOH или KOH (избыток) Белый осадок, растворимый в избытке щелочи Zn2+ + 2OH- → Zn(OH)2
Zn(OH)2 + 2OH- → [Zn(OH)4]2-

2. Качественные реакции на анионы

Анион Реагент Наблюдаемый эффект Уравнение реакции
OH- Индикаторы (лакмус, фенолфталеин) Изменение окраски индикатора (лакмус → синий, фенолфталеин → малиновый) -
CO32- Кислоты Выделение газа без цвета и запаха (углекислый газ) CO32- + 2H+ → CO2↑ + H2O
SO42- BaCl2 или другие растворимые соли бария Белый осадок, нерастворимый в кислотах и щелочах SO42- + Ba2+ → BaSO4
PO43- AgNO3 в нейтральной среде Желтый осадок PO43- + 3Ag+ → Ag3PO4
Cl- AgNO3 Белый творожистый осадок, нерастворимый в HNO3, но растворимый в NH3·H2O Cl- + Ag+ → AgCl↓
Br- AgNO3 Светло-желтый осадок, нерастворимый в HNO3, малорастворимый в NH3·H2O Br- + Ag+ → AgBr↓
I- AgNO3 Желтый осадок, нерастворимый в HNO3 и NH3·H2O I- + Ag+ → AgI↓
S2- Соли свинца (II) Черный осадок S2- + Pb2+ → PbS↓
NO3- FeSO4 + конц. H2SO4 Бурое кольцо на границе слоев NO3- + 3Fe2+ + 4H+ → NO↑ + 3Fe3+ + 2H2O

3. Качественные реакции на газы

Газ Реагент Наблюдаемый эффект
CO2 Известковая вода (Ca(OH)2) Помутнение раствора (образование белого осадка CaCO3)
NH3 Влажная красная лакмусовая бумага Изменение цвета на синий
HCl Влажная синяя лакмусовая бумага Изменение цвета на красный
SO2 Раствор KMnO4 Обесцвечивание раствора
H2S Раствор ацетата свинца (II) Почернение фильтровальной бумаги, смоченной раствором

Качественные реакции органических соединений

1. Качественные реакции на функциональные группы

Функциональная группа / класс соединений Реагент Наблюдаемый эффект Пример реакции
Двойная связь (алкены) Раствор KMnO4 (реакция Вагнера) Обесцвечивание раствора KMnO4 и образование бурого осадка MnO2 3CH2=CH2 + 2KMnO4 + 4H2O → 3CH2OH-CH2OH + 2MnO2↓ + 2KOH
Двойная связь (алкены) Бромная вода (Br2 в воде) Обесцвечивание бромной воды CH2=CH2 + Br2 → CH2Br-CH2Br
Альдегидная группа (-CHO) Аммиачный раствор оксида серебра [Ag(NH3)2]OH (реактив Толленса) Образование серебряного зеркала на стенках пробирки R-CHO + 2[Ag(NH3)2]OH → R-COOH + 2Ag↓ + 3NH3 + H2O
Альдегидная группа (-CHO) Гидроксид меди (II) при нагревании (реакция Троммера) Образование красного осадка оксида меди (I) R-CHO + 2Cu(OH)2 → R-COOH + Cu2O↓ + 2H2O
Многоатомные спирты Гидроксид меди (II) Образование ярко-синего раствора (комплексное соединение) CH2OH-CHOH-CH2OH + 2Cu(OH)2 → комплексное соединение синего цвета
Фенолы FeCl3 Фиолетовое окрашивание раствора 6C6H5OH + FeCl3 → [Fe(OC6H5)6]3- + 6H+ + 3Cl-
Карбоновые кислоты Индикаторы (лакмус, метиловый оранжевый) Изменение окраски индикатора (лакмус → красный) R-COOH + H2O ⇄ R-COO- + H3O+
Крахмал Раствор иода в иодиде калия (I2 в KI) Синее окрашивание -
Белки Раствор CuSO4 + NaOH (биуретовая реакция) Фиолетовое окрашивание -
Белки Концентрированная HNO3 (ксантопротеиновая реакция) Желтое окрашивание -
Глюкоза Аммиачный раствор оксида серебра [Ag(NH3)2]OH (реактив Толленса) Образование серебряного зеркала на стенках пробирки C6H12O6 + 2[Ag(NH3)2]OH → C6H12O7 + 2Ag↓ + 3NH3 + H2O
Глюкоза Гидроксид меди (II) при нагревании (реакция Троммера) Образование красного осадка оксида меди (I) C6H12O6 + 2Cu(OH)2 → C6H12O7 + Cu2O↓ + 2H2O

2. Качественные реакции на отдельные органические соединения

Соединение Реагент Наблюдаемый эффект
Ацетилен (C2H2) Аммиачный раствор оксида серебра [Ag(NH3)2]OH Образование осадка ацетиленида серебра
Формальдегид (HCHO) Фуксинсернистая кислота (реактив Шиффа) Появление розово-фиолетового окрашивания
Ацетон (CH3COCH3) Раствор I2 в KI + NaOH (иодоформная реакция) Образование желтого осадка с характерным запахом (иодоформ CHI3)
Этанол (C2H5OH) Раствор I2 в KI + NaOH (иодоформная реакция) Образование желтого осадка с характерным запахом (иодоформ CHI3)
Анилин (C6H5NH2) Бромная вода Образование белого осадка 2,4,6-триброманилина

Типовые задания и алгоритмы решения

В задании 24 ЕГЭ по химии обычно требуется определить, с помощью каких реагентов можно различить указанные вещества, или установить соответствие между веществами и реагентами, с помощью которых их можно идентифицировать.

Алгоритм решения задач на качественные реакции

  1. Определить, какие вещества или ионы нужно идентифицировать.
  2. Вспомнить качественные реакции для каждого из этих веществ или ионов.
  3. Выбрать такой реагент, который дает различные эффекты с разными веществами или реагирует только с одним из веществ.
  4. Записать уравнения соответствующих реакций и описать наблюдаемые эффекты.

Примеры заданий

Пример 1: Установите соответствие между двумя веществами и реагентом, с помощью которого можно различить эти вещества.

Вещества Реагент
А) BaCl2 и KCl 1) HCl
Б) FeCl3 и CuCl2 2) AgNO3
В) Na2CO3 и Na2SO4 3) K4[Fe(CN)6]
Г) K2S и K2SO4 4) H2SO4
5) NaOH

Решение:

А) BaCl2 и KCl

Реагент H2SO4 образует с ионами Ba2+ белый осадок BaSO4, а с ионами K+ видимой реакции не происходит.

BaCl2 + H2SO4 → BaSO4↓ + 2HCl

KCl + H2SO4 → KHSO4 + HCl (видимых изменений нет)

Ответ: 4

Б) FeCl3 и CuCl2

Реагент K4[Fe(CN)6] (желтая кровяная соль) образует с ионами Fe3+ синий осадок берлинской лазури, а с ионами Cu2+ образует красно-коричневый осадок.

4FeCl3 + 3K4[Fe(CN)6] → Fe4[Fe(CN)6]3↓ + 12KCl (синий осадок)

2CuCl2 + K4[Fe(CN)6] → Cu2[Fe(CN)6]↓ + 4KCl (красно-коричневый осадок)

Ответ: 3

В) Na2CO3 и Na2SO4

Реагент HCl вызывает выделение углекислого газа при взаимодействии с карбонатом натрия, а с сульфатом натрия видимой реакции не происходит.

Na2CO3 + 2HCl → 2NaCl + H2O + CO2

Na2SO4 + 2HCl → 2NaCl + H2SO4 (видимых изменений нет)

Ответ: 1

Г) K2S и K2SO4

Реагент AgNO3 образует с сульфидом калия черный осадок Ag2S, а с сульфатом калия – белый осадок Ag2SO4.

K2S + 2AgNO3 → Ag2S↓ + 2KNO3 (черный осадок)

K2SO4 + 2AgNO3 → Ag2SO4↓ + 2KNO3 (белый осадок)

Ответ: 2

Ответ: А – 4, Б – 3, В – 1, Г – 2

Пример 2: Установите соответствие между двумя веществами и реагентом, с помощью которого можно различить эти вещества.

Вещества Реагент
А) пропаналь и пропанол-1 1) Cu(OH)2 (при нагревании)
Б) глицерин и этанол 2) бромная вода
В) фенол и бензол 3) аммиачный раствор оксида серебра
Г) глюкоза и сахароза 4) FeCl3
5) Cu(OH)2 (без нагревания)

Решение:

А) пропаналь и пропанол-1

Пропаналь содержит альдегидную группу, которая окисляется гидроксидом меди (II) при нагревании с образованием красного осадка оксида меди (I). Пропанол-1 не дает такой реакции.

CH3CH2CHO + 2Cu(OH)2 → CH3CH2COOH + Cu2O↓ + 2H2O

Также пропаналь реагирует с аммиачным раствором оксида серебра с образованием серебряного зеркала, а пропанол-1 не реагирует.

CH3CH2CHO + 2[Ag(NH3)2]OH → CH3CH2COOH + 2Ag↓ + 3NH3 + H2O

Ответ: 1 или 3

Б) глицерин и этанол

Глицерин является многоатомным спиртом и образует с гидроксидом меди (II) ярко-синий раствор комплексного соединения без нагревания. Этанол такой реакции не дает.

CH2OH-CHOH-CH2OH + 2Cu(OH)2 → комплексное соединение синего цвета

Ответ: 5

В) фенол и бензол

Фенол содержит гидроксильную группу, связанную с бензольным кольцом, и реагирует с хлоридом железа (III) с образованием комплексного соединения фиолетового цвета. Бензол не реагирует с FeCl3.

6C6H5OH + FeCl3 → [Fe(OC6H5)6]3- + 6H+ + 3Cl-

Также фенол реагирует с бромной водой с образованием белого осадка 2,4,6-трибромфенола, а бензол не реагирует с бромной водой в обычных условиях.

C6H5OH + 3Br2 → C6H2Br3OH↓ + 3HBr

Ответ: 4 или 2

Г) глюкоза и сахароза

Глюкоза содержит альдегидную группу и реагирует с гидроксидом меди (II) при нагревании с образованием красного осадка оксида меди (I). Сахароза не содержит альдегидной группы и не дает такой реакции.

C6H12O6 + 2Cu(OH)2 → C6H12O7 + Cu2O↓ + 2H2O

Также глюкоза реагирует с аммиачным раствором оксида серебра с образованием серебряного зеркала, а сахароза не реагирует.

C6H12O6 + 2[Ag(NH3)2]OH → C6H12O7 + 2Ag↓ + 3NH3 + H2O

Ответ: 1 или 3

Ответ: А – 1, Б – 5, В – 4, Г – 3

Типичные ошибки и рекомендации

Типичные ошибки

Рекомендации

Задание 24 ЕГЭ: ПРАКТИКА

Закрепите теорию на практике! Попробуйте решить несколько вариантов задания 24.